Есть много игрушек для подвижных и спортивных игр, которые развивают четкость движений, осязание, ловкость рук и пальцев, меткость, глазомер, воспитывают внимание, терпение, сосредоточенность, находчивость, волю. Важное место среди них занимают игры для развития моторики рук. Можно провести ряд таких игр в виде мини-соревнований. Для того чтобы организовать их среди детей необходимо побеседовать с ребятами о том, какое огромное значение в жизни человека и всего человечества имеют руки, особенно кисть руки с пальцами. А потом можно поиграть в игры, развивающие кисти рук.
Моторика рук ребёнка
В начале соревнований дети должны сами придумать и рассказать, как помогают им их руки и руки других людей, а потом стоит дополнить их рассказ своими мыслями о том, что почти все окружающие предметы созданы с помощью человеческих рук. Руки конструктора создают технические модели, руки рабочего управляют станками и сооружают дома, мосты, железные дороги. С помощью руки художника написаны картины, руки музыканта дарят замечательные музыкальные произведения, с помощью рук писатель и ученый передают свои мысли, руки помогают осязать и тем самым глубже воспринимать окружающий мир.
Иногда рука может заменить несколько человеческих чувств. Это проверено жизнью при воспитании слепо глухонемых людей. Они от рождения лишены таких чувств, как слух, зрение и речь, а с помощью развития у них осязания встали в ряды здоровых и полноценных людей и оканчивают высшие учебные заведения. Спортивные игры и игрушки помогают подготовиться к будущей трудовой деятельности. В процессе этих игр упражняются такие приемы как умение взять много, или брать осторожно по одной тоненькой соломинке, уметь толкать, тянуть, накладывать, разбрасывать, удерживать, ударять с силой или чуть заметно, соблюдать равновесие, бросать в цель и т.п. все эти приемы встречаются потом и в последующей трудовой жизни.
К соревнованиям надо готовиться заранее. Легко можно сделать такие игры как «Щелчки», «Послушные пальчики», «Терпеливый рыболов».
Теперь о каждой игре поподробнее.
Игра «Щелчки» развивает внимание и точность удара. От гладкого прутика толщиной в 1 сантиметр отрезают кусочки длиной в 2 сантиметра, а потом разрезают вдоль пополам на поленца. Их надо штук 50. Во время игры первый по очереди берет поленца в пригоршню и рассыпает по столу. Затем щелчком ударяет одно поленце о другое, лежащее в одинаковом положении, то есть либо вверх, либо вниз горбылем. То поленце, в которое попали, считается выбитым и берется как выигрыш. Поленца, упавшие при броске друг на друга, берутся тоже как выигрыш. (см. рис.) При ударе нельзя задевать за другие поленца. После ошибки – если удар мимо или пошевелил соседние поленца, очередь переходит к следующему игроку. Он собирает поленца и разбрасывает их для себя. Игра кончается когда все поленца будут разыграны. У кого их окажется больше, тот победитель.
Игра «Послушные пальчики» развивает чувства осязания. Для нее надо иметь небольшие ситцевые мешочки размером 20х16 сантиметров по одному на каждого игрока и одинаковые наборы из 15 различных мелких предметов величиной в 2-3 сантиметра. В набор, например, может войти: наперсток, пробочка, гладкий камешек, пол-ластика, пол-катушки, крупный желудь, ключик, монета, пуговица пиджачная, пуговица от платья с выпуклой петлей, лесной орех, карандашик в 3 сантиметра, маленькие шарик и колечко, винтовая пробка от одеколона и т.п. Подбирать предметы следует из различных материалов без острых краев, приятные на ощупь.
Перед началом игры каждый получает мешочек с набором и проверяет, все ли в нем есть. Потом играющие берут мешочки за край в левую руку, а правую кладут на стол. Ведущий громко называет какой-нибудь предмет. Все быстро стараются найти этот предмет, не глядя в мешочек, а лишь с помощью осязания. Кто найдет его, быстро вынимает, кладет на стол и говорит «есть». Первый нашедший предмет получает фантик (от конфет или картонный). Предмет опускается обратно в мешочек. И вожатый называет новый предмет. Когда у кого-то будет 5 фантиков, игра кончается, а он становиться победителем.
Для игры «Терпеливый рыболов» делают из фанеры и раскрашивают рыбок 15-20 сантиметров длиной. Во рту рыбки укрепляют колечко или крючок. На удочке тоже есть крючок, на него и надо поймать рыбку. Рыбок перед ловлей разбрасывают или вставляют в прорези ящика-речки. Если крючки на рыбке будут у хвоста и головы, то можно будет их поймать цепочкой. Какой рыбак на рыбалке поймает больше рыбок, тот и победитель.
Проводить с детьми как можно больше времени играя и с пользой – вот что позволяют игры для развития моторики рук.
Просмотров: 5644